Игорь Смиренный, главный редактор и директор журнала «Тара и упаковка», основатель Музея упаковки, об увлечении, которое стало делом жизни, просветительской цели музея и интересном предложении для коллег-коллекционеров.
Игорь, расскажите, пожалуйста, что вы коллекционируете?
Коллекционирую образцы упаковок и этикеток XIX, XX и XXI веков.
Как возникло ваше хобби? Вы помните историю появления первого экспоната?
Коллекционирование стало моим увлечением в ранней молодости. Сначала, как и многие дети, обдирал марки, монеты, спичечные этикетки. А повзрослев, увлекся бонистикой – коллекционированием бумажных денежных знаков России.
Являлся членом Московского клуба бонистов, существовавшего в СССР. Моя коллекция была одной из крупнейших в России.
В конце 80-х годов вместе с двумя коллекционерами я даже написал книгу «Бумажные денежные знаки России и СССР». Эта книга была первым серьезным изданием по бонистике в СССР и быстро стала бестселлером.
В 1990 году с группой коллег мы начали издавать первый в СССР и в России журнал, посвященный упаковочной индустрии – «Тара и упаковка». И тогда мне попалась небольшая коллекция бумажных упаковок и этикеток для мыла и парфюмерии XIX – начала XX веков.
Результатом стало то, что в научно-производственном журнале упаковочной индустрии «Тара и упаковка», главным редактором и директором которого я работаю и по сей день, появилась новая рубрика «Домашний музей». Она должна была привлечь читателей к новой теме, которая в СССР никогда не была актуальной в связи с условиями планово-распределительной экономики.
Новая коллекция в начале 90-х гг. стала пополняться интересными жестяными банками, бутылками, картонными коробками и этикетками XIX–ХХ вв.
С 1995 года наш журнал ежегодно организует и проводит профессиональные конкурсы на лучшую упаковку и этикетку текущего года. А интересные образцы, которые стали победителями, попадают в мою коллекцию.
Очень увлекательная история! И сколько сейчас экспонатов в вашей коллекции?
Количество экспонатов постоянно увеличивалось, и в 1997 г. мы предложили администрации Политехнического музея организовать и провести выставку упаковок и этикеток, созданных в России в XIX - начале XX веков (то есть, до 1917 года). Назвали ее «Упаковка из старой Москвы». К слову, выставка прошла «на ура»!
Благодаря ей многие москвичи узнали, что некоторые крупные московские фабрики были созданы не советской властью, а еще в XIX веке российскими предпринимателями!
Кстати, многие дореволюционные упаковки и этикетки сегодня – большая редкость, поскольку все без исключений несли на себе имена российских предпринимателей, которые поголовно были объявлены большевиками «буржуями» и «врагами народа». А выпускавшиеся ими упаковки и этикетки безжалостно уничтожались!
После проведения вышеупомянутой выставки администрация Политехнического музея предложила мне создать при Политехе Музей упаковки. И он, как один из первых частных музеев («музей в музее»), был создан и открыт для посещения в 1999 году. Проработал музей вплоть до 2011 года и пользовался огромной популярностью у москвичей и гостей столицы (в 2011 году Политех был закрыт на реконструкцию, которая продолжается до сих пор – прим. автора).
При этом коллекции постоянно пополнялись. Кстати, в 90-е годы в постсоветской России подобные коллекции образцов упаковок и этикеток собирали единицы.
В 1998 году мы с преподавателем Строгановки Б.Н. Рахманиновым написали и издали альбом «Два века русской этикетки». В нем в ретроспективной форме была представлена история русских этикеток. Он сразу стал очень популярным учебным пособием и даже бестселлером, причем не только у коллекционеров, но и у дизайнеров, студентов специальностей, связанных с технологиями и дизайном упаковочной и этикеточной продукции.
Только объемных упаковок к началу XXI века в коллекции было около 3000. А этикетки – и вовсе трудно сосчитать!
На базе этих коллекций наш журнал совместно с партнерами проводил и продолжает проводить ретроспективные выставки на самые разные тематики.
После закрытия музея коллекции упаковок несколько лет хранились в редакции нашего журнала.
Наверняка вам хочется, чтобы коллекция продолжала расти. О каких экспонатах вы мечтаете?
Конечно, самые интересные экспонаты относятся к XIX – началу ХХ вв., когда российские предприниматели поставляли свою эффектно упакованную продукцию во многие страны Европы, Азии и Америки, где она пользовалась огромной популярностью.
Именно тогда был создан «русский стиль» оформления упаковки, над которым работали многие известные русские художники – Васнецов, Билибин, Бенуа, Кандинский, Андреев и другие. В 20-е годы в СССР оформлением упаковки в системе треста «Моссельпром» занимались Родченко, Маяковский и др.
Расскажите, пожалуйста, про ваш новый музейный проект.
В 2021 году мы подписали договор об открытии Музея упаковки в подмосковном городе Сергиев Посад. Теперь он называется Музей брендов, истории и дизайна упаковки. И в начале октября музей открылся для посетителей в туристической зоне этого города.
Здорово, что хобби стало вашим делом по жизни. А члены семьи и друзья поддерживают ли ваше увлечение?
Как вы поняли, я продолжаю коллекционировать упаковки и этикетки, поскольку это тесно связано с работой журнала. Жена также работает в редакции нашего журнала и помогает мне по мере возможности, как и другие сотрудники редакции, а также многочисленные друзья.
Расскажите, пожалуйста, подробнее про ваш журнал. Особенно интересна рубрика, связанная с коллекционированием!
Миссия журнала «Тара и упаковка» – обеспечение информационных и деловых связей между производителями, поставщиками и потребителями или заказчиками всех видов тароупаковочной продукции, а также повышение уровня образования и просветительства в сфере обращения упаковки. Кстати, еще один наш социальный проект – ежегодный международный студенческий конкурс на лучший дизайн упаковки – «Заводной апельсин». Мы проводим его уже 27 лет!
Рубрика в журнале теперь называется «История упаковки». В ней выступают и коллекционеры, и преподаватели вузов, и предприниматели.
Совместно с коллегами я написал несколько книг, посвященных истории упаковки: «Пиво Российской Империи», «Москва на упаковках и этикетках», «Другая жизнь упаковки» и другие.
Обложка книги «Коллекция фантиков» (СССР, 50 – 80-е гг.), написанная мною совместно с японской писательницей Акико Когано и изданная в Японии в 2022 году
Отмечу, что ежегодно на промышленной выставке «Упаковка» мы делаем небольшую экспозицию Музея упаковки, которая всегда пользуется успехом у многих предпринимателей.
Суть коллекции и Музея – образование и просветительство в сфере упаковки. Во всем мире, к сожалению, кроме России, упаковочная индустрия считается главной движущей силой реальной рыночной экономики. Попытаться сделать ее такой силой в России – вот цель нашего журнала, наших коллекций и нашего Музея!
Витрина Музея упаковки на выставке «Упаковка» (Москва)
Как вы узнали об интернет-ателье «Домашний музей»?
Интернет-ателье «Домашний музей» постоянно присылает мне свои предложения и рассказы о коллекционировании – работает как оригинальный клуб коллекционеров. За что я вам очень благодарен. Информацию я изучаю и отправляю в администрацию нашего Музея и в администрацию нашего партнера (Союз частных музеев и коллекционеров) в Сергиевом Посаде.
Как опытный коллекционер, какие советы вы могли бы дать вашим коллегам в плане популяризации, ведения и хранения их собраний?
Коллекционерам упаковок, этикеток и сопутствующей атрибутики я предлагаю написать в наш журнал об интересных образцах своих коллекций, о новых справочниках, каталогах и монографиях данной тематики.
В Музее брендов, истории и дизайна в городе Сергиев Посад есть витрина, предназначенная для демонстрации частных коллекций упаковочной и этикеточной тематики. Приглашаю коллег представить там свои коллекции.
Если вы заинтересовались предложением Игоря Смиренного и желаете написать статью в журнал «Тара и упаковка», свяжитесь с редактором по телефону: 8 (916) 672-47-85